
За последние десятилетия структура спортивно-оздоровительных услуг в нашем обществе претерпела существенные изменения. Все чаще в числе таких предложений спортивных клубов как: шейпинг, пилатес, стэп, аэробика, бодифитнес, бодифлекс, танцевальные направления, можно встретить йогу.
Очень ёмкое, по сути, слово – «йога», но что оно означает? Произнося слияние звуков в одно — «йога», у современного обывателя возникают разные ассоциации и, как правило, они связаны с обретением чего-то из вне. На самом же деле, искусство йоги – это таинство открытия и постижения божественного внутри себя. Давайте в этом разберемся.
Йога – это симбиоз искусства, науки и философии. Своим воздействием она пронизывает все уровни человеческого существа от грубого и плотного – физического, до тонких – ментального и духовного. Практика йоги помогает почувствовать скрытое внутри нас и через это увидеть и прочувствовать окружающий нас мир. Слово «йога» образовано от санскритского корня «юдж», означающего «соединять», «скреплять», «связывать», «направлять», «сцеплять», «сосредотачивать внимание», «употреблять», «применять». Ко всему вышеперечисленному это слово несет значение «общность» или «союз».
Как в хорошем ресторане, сегодня нам предлагают йогу на выбор: Аштанга-виньяса, Йога по методу Б.К.С. Айенгара, Крийя-йога, Хатха-йога, Йога 23, Нot йога, Универсальная йога, Шивананда-йога, Нидра йога, Кундалини йога, Айшварья-йогой, Сахаджа-йога, Лайя йога, Тантра йога, Мантра йога, Янтра йога и др. Как легко растеряться в такой пестроте, не зная истоков и основы. Итак, лестница йоги, как она есть.
В шестой главе самого авторитетного источника философии йоги – «Бхагават–гиты» дается объяснение йоги как пути освобождения от страданий и горя.
Различают несколько последовательных ступеней:
1 ступень – Карма-йога (йога действия). Она характеризуется деятельностью без стремления к овладению плодами своего труда. Такой человек работает, добросовестно исполняя свой долг, спокоен в отношении результатов, приносящих ему работой, и жертвует полученные деньги на благотворительные и духовные цели.
2 ступень – Джняна-йога (йога познания) появляется тогда, когда карма-йог избавляется в результате своего служения от привязанности к мирским наслаждениям и активно изучает духовную науку.
3 ступень – Раджа йога (королевская йога, полное владение своим «Я») основой которой является Аштанга-йога (восьми ступенчатая йога) появляется тогда, когда джняна-йог начинает практиковать физические и дыхательные упражнения, завершая их медитативными техниками, целью которых является концентрация на Сверхдуше, пребывающей в сердце каждого.
4 ступень – вершина лестницы йоги – Бхакти-йога, появляется тогда, когда йог начинает служить Богу своим умом, телом и речью. Это высшая система йоги, все другие системы предназначены для того, чтобы привести практикующего к бхакти-йоге.
Бхакти-йога признаётся как совершенство йоги, так как приводит к реальной духовной деятельности, что не всегда прослеживается в других видах йоги. Если человек правильно действует, если он глубоко размышляет, если он высококультурен и выучил древние и современные языки, но он не пылает желанием что-либо сделать для Бога — всё это впустую потраченное время, хотя и в интересной форме.
Разными тропами, путями (марга) идет человек к своему Творцу: деятельный реализует свою божественную суть через карма-марги, интеллектуальный следует джняна-марги, эмоциональный и преданный реализуется, руководствуясь бхакти-марги. Но все эти пути укрепляются через дисциплину, самоорганизацию, овладение своим телом и умом путем овладения науки Раджа-йоги. Принято считать, что Раджа и Хатха (в прямом переводе с санскрита—сила, мощь, усилие, напряжение) йога различны. Но это заблуждение. Великий мудрец Патанджали в своем труде «Йога-сутры» называет королевскую йогу йогой восьми ступеней (Аштанга йога). Овладение всеми ступенями последовательно: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи, ведет к полному овладению собой и освобождению от влияний материального мира. Именно поэтому она и является королевской. Как для покорения ледника необходимо не только специальное снаряжение, но и физическая подготовка, дисциплина, научные знания, так и дисциплина Хатха йоги необходима для достижения вершин Раджа йоги.
Совершенствуясь в практике выполнения великих этических заповедей, истинных для всех религий (Яма), правил индивидуального поведения (Нияма), поз (Асана), контроля над дыханием (Пранаяма), освобождении ума от власти чувств (Пратьяхара), концентрации (Дхарана), медитации (Дхьяна), человеческое существо способно слиться с Вселенским Сознанием (Самадхи). Это и является вершиной роста. Это и есть йога.