
Йога. Физическая или духовная практика?…
«Как жаль, что мы работаем только с телом, но не с душой», – часто слышу подобные сожаления от людей, только начинающих заниматься йогой. Внутри возникает мгновение абсолютного молчания, затем немой вопрос: «То есть, как только с телом?». И постепенно я понимаю, что люди не рассматривают практику йоги как связь восьми уровней последовательного продвижения и развития, восьми этапов йоги. Не понимают, что тело и душа есть суть одно – человеческая сущность, что развитие одного без другого невозможно.
Как часто, говоря о духовности, не отдаем себе отчет, о чем идет речь, не понимаем до конца, что это такое, для самих себя нет ясности в определении этой тонкости.
Обратимся к словарю. Согласно трактовке русского языковеда Дмитрия Николаевича Ушакова: «Духовность есть отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа».
Философ Шри Ауробиндо, великий духовный подвижник Индии, говорил: «Духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или к аскетизму; это не религиозность или страстный эмоциональный подъём духа, даже не смесь этих превосходных вещей. Умственная вера, эмоциональное устремление, регулирование поведения соответственно религиозному или этическому предписанию – это не духовные достижения и не опыт. Все это представляет большую ценность для ментального сознания и жизни, а также и для самой духовной эволюции, но только как подготовительные действия для дисциплины и очищения человеческой природы.
Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней реальности нашего существа – нашей души; внутреннее стремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней; войти в контакт с высшей действительностью, имманентной космосу, или существующей вне космоса, а также нашему существу; быть с ней в связи, соединиться с ней и, в результате этого контакта и соединения, преобразить, все наше существо, превращая в новое существо, в новую личность, в новую природу».
Для современной философии духовность понятие весьма эфемерное, но очень важное для темы социальных процессов. Есть, например, такое определение: «…Духовность человека определяется ценностями. Чем меньше предпочтений он оказывает материальным ценностям, тем выше духовность…». Или вот: «Духовная жизнь человека … включает в себя рациональные и эмоционально-аффектные стороны, гносеологически-когнитивные и ценностно-мотивационные моменты, эксплицировано-осознанные и смутно ощущаемые грани, ориентированные на внутренний и внешний мир …». Кучеряво….
Так как связаны плоть и душа, как посредством работы с одним можно взращивать второе?
Все запечатано в нашем теле. Оно как жесткий диск, в памяти клеток хранит всю информацию: генетическую, родовую, кармическую.
Вы задумывались над тем, как появляется конкретный индивид? Из сотен фолликулов (каждый из которых не похож на другого) в конкретном отрезке времени формируется одна конкретная яйцеклетка. В финале интимной близости за возможность обладание ею борются миллионы сперматозоидов (каждый из которых тоже не похож на собрата) и только один, конкретный добивается ее аудиенции. И женская и мужская клетки несут в себе набор генетической информации. На их месте могли бы оказаться сотни других вариантов пар, но почему то выбор пал именно на них и только на них. Так появляется конкретный человек, с определенными, присущими только ему характеристиками. И у этого индивида уже есть его программа жизни, даже если он об этом не догадывается: генетически обусловленные наклонности, предрасположенность к заболеваниям, психотип, антропометрия и пр. и все это запечатано в генном коктейле. Если учитывать, что в эволюционном коридоре жизни все наши родственники испытывали эмоциональные стрессы разных оттенков, то все последствия этих событий тоже вместились в информационный код генов.
Биологический сосуд – тело, появляется на свет уже содержащий в сути своей огромный объём информации, пережитого нашими предшественниками (эмоции, страхи, нереализованность, таланты…), и душу, которая так же имеет свой опыт. Весь объем кармической наработки, генетический хлам, родовая память – все в нашем теле.
Итак, от тела к делу…
Во время практики асан человек сталкивается с ограничениями, препятствиями, обусловленными чертами его характера или особенностями состояния тела: лень, неуверенность, болезненность, невнимательность, пребывание в иллюзиях, разочарования и пр. Они могут проявиться в приступах внутреннего страха, гнева, депрессии, протеста. Оставаясь настойчивым, последовательно выстраивая, выравнивая тело в асане, направляя внимание на определенные участки тела, контролируя вдохи и выдохи, человек постигает стороны своей личности и научается контролировать их. Практикуя йогу, в асане работаем не только с грубым телом (физическим), помимо этого развираются навыки концентрации, медитации.
Постепенно со временем, выходя из зала с приятным чувством усталости, освобождения от какого-то неосознанного или неконтролируемого гнета эмоций, люди отмечают, что стали спокойными, менее реактивными, оптимистичными, болезни сдают свои позиции, солнце становится ярче. И это начало пути к себе истинному.
Освобождая пространство для внутреннего чистого, непознанного, с добрым настроем человек уходит домой, на работу, к знакомым или друзьям. Из экологичности, гармонии внутреннего мира дарит теплое общение, искренне откликается на просьбы или не вовлекается в поддержание пустых разговоров, обсуждений и сплетен (в силу того, что к этому пропадает интерес). Чем не результат очищения души? Да, и произойдет это лишь при условии: прежде, чем встать на путь йоги, принять решение вести морально и нравственно высокий образ жизни. Спокойствие, великодушие или, наконец, банальное нежелание, полученную в результате практики энергию, разменивать на мелочность, позволит удержаться от неблаговидного натиска социальных, не всегда со знаком плюс, норм. И уже при знакомстве с другими не имеет значение стоимость их одежды или автомобиля, занимаемая должность, внешность или вес в обществе. Привлекает лишь безграничность внутренних сторон личности. Разве это не показатель пробуждения духовности? Как говориться в одной из мудростей: «Поднимая один конец палки, поднимаешь и второй», В здоровом теле здоровый дух…. Одно без другого невозможно. Люди уделяют большое значение разговорам о душе и духовности, но игнорируют очищение, поддержание и развитие тела – храма души. Одно без другого мало кому удается.
Сам же БКС Айенгар, основатель метода, пишет о йоге, практике асан, как о связи тела, духа и Высшего Я следующее: «Йога есть не что иное, как метод объединения тела с духом и духа с Я. Это тот предмет, которым нужно заниматься практически, его нужно испытать самому, только теоретическое знание не подходит для эволюции. Опыт есть непосредственное знание, он действует как толчок для дальнейшего пылкого и энергичного следования этому искусству и науке.
Тело — это храм Я. Подобно тому, как человек, чтобы жить, должен содержать свой дом и окружение в порядке и чистоте, так практика йоги очищает храм — тело, сохраняя его чистым и здоровым. Она использует тело как лук, а асаны как стрелы, с помощью которых можно поразить цель — достичь неомраченной и безраздельной благодати глубинного Я.
Для того чтобы преобразить тело и дух, довести их до уровня глубинного Я, нужно сохранять здоровье храма Я…
Если зеркало чисто, оно отражает предметы ясно. Точно так же практика йоги заставляет тело и ум, как зеркало, отражать равновесие и безмятежность глубинного Я.»
Еремеева Ольга
——————————————–
Копирование материалов разрешается только при указании автора и работающей ссылки на сайт yogainlakesh.ru